Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
ru tt en
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?

Капризы или депрессия?

19.04.2017

Количество просмотров: 845

Депрессия у детей  – один из видов психоэмоциональных нарушений, которые выражаются у ребенка в поведении и жалобах на плохое самочувствие. Появиться это заболевание может и в самом раннем возрасте (до 3 лет), но чаще и наиболее ярко проявляет себя в подростковый период.  С депрессией могут быть связаны участившиеся случаи попыток самоубийств среди подростков.

У детей депрессия проявляется по-разному,  в зависимости от возраста ребенка и причин заболевания.  Первая опасность в том, что заболевание близкие не всегда замечают вовремя ,потому что вплоть до 10-12 лет ребенок еще не в полной мере осознает самого себя и свои чувства, и не может охарактеризовать свое состояние как «грусть или печаль». В этих возрастных группах, детская депрессия чаще выражается в различного рода физических недомоганий у ребенка.

Вторая опасность в том, что у ребенка от 4 до 12 лет депрессивные состояния могут быть скрыты, а внешне проявляться в неадекватно приподнятом, эйфоричном  настроении, гипервозбуждении, неуместно радостном состоянии и чрезмерной активностьи.

Третья опасность в том, что депрессивные состояния чреваты нарушениями в развитии эмоционального интеллекта.

Причины возникновения депрессий у детей:

Биологические (связанные с деятельностью головного мозга), генетические (отягощенная наследственность; нейромедиаторная недостаточность, уязвимость к хронически стрессам), психосоциальные (недостаток материнской любви; отделение от матери в раннем возрасте; социальные и экономические перемены; массовые катастрофы; острые стрессы – например, развод родителей, смерть близких, тяжелая болезнь, горе ; возрастные критические периоды ).

Как распознать?

Симптомы депрессии у детей раннего возраста могут проявляться следующим образом:

  • нарушения пищеварения, снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;

  • задержка в прибавке веса;

  • моторная заторможенность, замедленность движений;

  • симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;

  • пониженное, унылое, пассивное, безразличное, боязливо-печальное настроение, плаксивость, капризность, долгий плач;

  • При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог.

  • В дошкольном возрасте проявлениями депрессии могут быть :

  • нарушение двигательной активности: сниженный тонус или наоборот, повышенный тонус, недостаток или переизбыток энергии,

  •  потеря интереса к любимым играм и занятиям;

  • возврат к старым игрушкам;

  • трудности в концентрации внимания;

  • регресс в психомоторном развитии;

  • стремление к уединению, избегание контактов;

  • печаль, грустные настроения, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;

  • страхи темноты, одиночества, смерти;

  • скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;

  • разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).

  • равнодушное отношение к радостям в жизни;

  • чрезмерная привязчивость к матери;

  • гипервозбуждение, эйфория, черезмерная активность, неадекватно повышенное настроение;

 В младшем школьном возрасте ( от 7 до 12 лет)  симптомы могут быть такими:

  • общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле;

  • потеря или набор веса;

  •  нарушения сна (бессонница или, наоборот, желание постоянно спать)

  • грусть, тоска, апатия;

  •  отсутствие интереса к игре и учебе;

  •  уход от контактов с ровесниками;

  • эмоциональная неуравновешенность: плаксивость, ранимость, повышенная раздражительность, гнев, вспыльчивость;

  •  низкая самооценка, самообвинения;

  •  колебания настроения, тревожность;

  •  отсутствие друзей, трудности взаимодействия с одноклассниками;

  • прогулы в школе;

  • суицидальные мысли или попытки;

  •  гипервозбуждение, эйфория, черезмерная активность, неадекватно повышенное настроение;

  • рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.

В подростковом возрасте депрессия проявляется классической триадой симптомов более отчетливо: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

К симптомам могут быть отнесены:

●суточные колебания настроения, эмоциональная неустойчивость;

 ●низкая самооценка, самоуничижения, самообвинения;

● равнодушие к радостям в жизни;

 ●замедленность и затрудненность мышления, потеря памяти и трудности с концентрацией внимания; резкое снижение способности к обучению, повышенная утомляемость; несостоятельность в учебе;

●страх школы, иногда с полным отказом от ее посещения;

● отказ от прежних интересов;

 ●сонливость в утренние часы;

 ●тревога в вечерние часы;

●страхи, истерические реакции по незначительному поводу;

 ●общее недомогание (жалобы на плохое самочувствие)

 ●нарушения аппетита;

 ●астения, усталость, утомление;

●раздражительность, обидчивость, плаксивость;

●непереносимость шума, яркого света;

● видение мира в мрачных тонах;

●негативные мысли с ощущением ненужности, незначимости, отсутствием любви;

● попытки самоповреждений, суицидальных мыслей;

Течение заболевания длительное, и оно может протекать годами. При этом важно понимать, что внешне поведение ребенка может выглядеть как наоборот, чрезмерно, порой неадекватно, радостное. Также именно в подростковом периоде чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида, важно осознавать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет. Поэтому будьте внимательны к своему ребенку,  при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать.

Специалисты, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, это - невропатолог, психолог, психиатр, психотерапевт.

Рекомендации для родителей:

  • - Поддерживайте дома положительную, открытую, добрую и эмоционально комфортную для ребенка обстановку

  • - Старайтесь больше времени проводить с ребенком, разговаривать с ним, интересоваться его жизнью, проблемами. Важно обращать внимание на интонацию, есть ли планы на будущее. При общении с вами ребенку важно ощущать вашу поддержку, принятие, защиту и любовь.

  • - Обращайте внимание на наличие друзей у вашего ребенка, удается ли ему реализовывать себя, интересуйтесь, чем он занимается после школы.

  • - Интересуйтесь играми, которыми увлечен ребенок,  и интернет- контентом на мобильных устройствах и компьютере дома.

  • - Расширяйте круг интересов вашего ребенка, предлагайте  дополнительные занятия и кружки, чтобы ребенок мог научиться чему-то новому.

  • -  Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и достигать их.